"РусГидро": С точки зрения энергетических показателей, Чебоксарское водохранилище — худшее в мире

Проект Чебоксарского гидроузла принято считать исключительно энергетическим, но это не совсем так. Как сообщает корреспондент, об этом заявил директор по технической политике компании ОАО «РусГидро» Расим Хазиахметов 20 декабря в ходе совещания по вопросу разработки технического задания по подъему уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров.

По его словам, это «комплексный проект и его самой главной задачей, которую должен был решать не Чебоксарский гидроузел, а весь каскад гидроузлов, это создание глубоководное сети, которая позволяла бы в военное и мирное время обеспечить транзит судов из наших северных морей в южные».

«Кроме того, в настоящий момент есть еще ряд целей, которые могут быть решены в зависимости от того, какое решение о возможной достройке Чебоксраского гидроузла будет принято. Это, в частности, проблема объезда Нижнего Новгорода, а также регулирование стока и резервирование воды, для чего собственно во всем мире и строятся 70% всех водохранилищ», — продолжил Хазиахметов.

Кроме того, он выразил уверенность, что повышение уровня воды положительно скажется на ее качество: «Вода начинает цвести на глубинах менее 1,5 метров. На сегодня это 33% водохранилища. При таком соотношении очистить воду практически невозможно.

«Многие проблемы проявились после того, как уровень воды на Чебоксраской ГЭС появились после подъема воды до отметки 63 метра. Причем это те самые проблемы, которые мы сейчас называем негативными при подъеме воды с 63 отметки до 68, — продолжил Хазиахметов. — Кроме того, к окончательному решению нас толкает вопрос с оборудованием ГЭС. Оно отработало уже более 25 лет. У нас есть еще 5 лет на принятие решения о том, какое именно оборудование будем в дальнейшем устанавливать на станции. Либо мы будем менять его с учетом того, что отметка останется на уровне 63 метра, либо мы будем разрабатывать оборудование, рассчитанное на работу при отметке в 68 метров».

«На сегодня у нас есть совместное решение о том, что все негативные последствия, возникающие при эксплуатации гидроузла, на отметке 63 метра ликвидировать невозможно. Соответственно, и сохранение сложившейся ситуации также недопустимо. У нас, у участников дискуссии, возник и укоренился в мозгах вывод о том, что проблема Чебоксарского водохранилища это не проблема трех регионов. Это проблема общегосударственная. Потому что основные цели, которые были обозначены и сейчас не реализованы- это не экономика Нижегородской области, Марий Эл или Чувашии. Это экономика Российской Федерации. И решая их, мы должны оценивать с точки зрения того, как мы, являясь составной частью Российской Федерации, помогаем или вредим экономике и экологии всей страны», — уверен директор по технической политике ОАО «РусГидро».

«Самый главный вывод, который на сегодня наиболее активно обсуждается — пр разработке технической д
1ec0
окументации на любой из возможных вариантов дальнешего развития событий нам необходимо предусмотреть максимальный комплекс мер по снижению всех возможных негативных последствий. По всем этим позициям у нас есть практически общее понимание вопроса», — отметил Хазиахметов.

По его словам, вопрос подъема воды до отметки 68 метров является наиболее предпочтительным при достройке Чебоксарского гидроузла поле того, как было сделано обоснование инвестиций.

«Даже та плохая ситуация, которая может возникнуть в результате подтопления отдельных территорий, окажется гораздо лучше, чем та, в которой мы находимся сегодня. С точки зрения энергетических показателей, по соотношения площади затопления на киловатт-час вырабатываемой с этого квадратного метра электроэнергии на сегодня хуже водохранилищ, чем Чебоксарское, в мире не существует. Говорить о том, что мы твердолобо рвемся к тому, чтобы просто получить 68 отметку, не совсем корректно. Просто мы сейчас находимся в той ситуации, когда нужно какое-то решение принимать. Соответственно, в обосновании инвестиций мы выбирали 4 разных варианта, которые согласовали всеми тремя территориями и энергетиками. В результате получили достаточно парадоксальные вещи, которые на старте и не ожидали увидеть. Выходит так, что при всех вариантах рассмотрения, вариант, который считался самым затратным, оказался самым оптимальным», — рассказал Хазиахметов.

По окончании совещания он также заявил журналистам, что на сегодня разобраться в минусах, которые возникают при реализации проекта по подъему воды в Чебоксарском водохранилище, гораздо важнее, чем в плюсах.

«Плюсы очевидны, а вот минусы могут быть менее очевидны, даже не смотря на то, что мы, кажется, все о них знаем. Плюсы это создание глубоководного пути, формирование системы водохранилищ, позволяющих обеспечить водой промышленность, сельское хозяйств и население, переброска автотранспорта с одного берега Волги на другой, строительство и эксплуатация Чебоксарской ГЭС, как источника возобновляемой электроэнергии, — рассказал Хазиахметов. — С учетом того, что мы получили при обосновании инвестиций, перечисленные плюсы перекрывают все возможные минусы. Но сейчас важнее разобраться с негативом. Если выяснится, что те вопросы, которые ставятся с точки зрения ухудшения ситуации, сохранения ее неизменной действительно связаны с подъемом воды в Чебоксарском водохранилище, то эти факты должны быть учтены. Если же это просто проблемы, которые имеют место быть и которые возникли бы в любом случае, то это означает, что мы при разработке проекта получим дополнительное обоснование того. что эти проблемы существуют и их надо решать. К примеру, проблема захоронения отходов вокруг Дзержинска существует независимо от того, существует Чебоксарское водохранилище или нет. И ее все равно надо решать. Если мы говорим о возможной утрате памятников культуры, то за время существования Чебоксарской ГЭС их количество не приросло. Скорее наоборот, с учетом нашего к ним отношения, оно могло сократиться. Уже в первоначальном проекте все памятники проектировались с учетом их возможной защиты. К примеру, Макарьевский монастырь. Там есть защитные сооружения, но они не работают, так как уровень воды находится ниже и он их подмывает. Если же мы повышаем отметку, она повышается как раз до рабочего уровня, при котором защитные сооружения начинают нормально работать. Кроме того процесс регулирования стоков позволяет сохранить монастырь в период так называемых высоких паводков редкой сбываемости».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *